Ways to improve the quality of pasta

For the production of good quality pasta, you should:

– make a choice of product range depending on the quality of the processed flour;

- use flour with good pasta properties;

— observe the optimal modes of conducting all stages of the technological process;

- use additives-improvers in the processing of low-quality flour.

Pasta Defects Pasta defects can be caused by two main reasons. Firstly, defects caused by the quality of the processed flour, and secondly, caused by deviations from the optimal modes of carrying out individual stages of the technological process.

Raw pasta defects include:

- sticking of products together;

- rough surface;

- whitish mealy surface;

- stretching of pressed out long products under the action of its own weight;

— longitudinal rupture of pressed out tubular products;

- crumpled ends of tubular products;

- flattened tubes;

- cracks in the places of inflection of products on bastuns.

The most typical defects in finished products are:

- the color is whitish and white with a gray or brownish tint (with a reduced yellowness index);

- powdery fracture;

- whitish surface;

- rough surface;

- the presence of crumbs and deformed products;

- reduced indicators of cooking properties (increased stickiness and dry matter content in cooking water, a decrease in the shape retention index);

- soaking (souring);

- mold.

Whiteness. In the absence of vacuumization of the dough on screw pasta presses, whitish pasta can be pressed out even when durum wheat flour is used. It has been established that the whitish color of pasta is due solely to the physical process of saturating the dough with many tiny air bubbles during its intensive grinding in the screw chamber, i.e. is a consequence of a kind of whipping dough in the screw chamber and obtaining a foamy structure. As a result, the color of the products becomes white even in the presence of a significant amount of carotenoid pigments. When pressing steep pasta dough, the intensity of grinding increases, as a result of which the air remaining in the dough turns into microbubbles distributed throughout the dough.

There are two ways to eliminate the extrusion of whitish products on screw presses without vacuuming the dough or with an inefficient vacuuming system. The first is by increasing the pressing pressure, which will contribute to a more complete extrusion of air from the dough when it is compacted in the screw chamber. By cooling the dough by supplying cold water to the jacket of the screw cylinder and thus increasing the pressing pressure, the desired result can be achieved. However, when the dough is cooled, its viscosity increases, which means that the intensity of its grinding increases - the energy consumption for pressing increases, the pressing speed decreases, and the whitish color does not always disappear. More efficient is another way. To do this, increase the plasticity of the dough, in particular, increase the humidity or increase the temperature, but not by grinding the dough, but by preheating it before entering the pressing (high-temperature kneading and molding modes).

Roughness. When using metal matrices without plastic inserts, the surface of the pressed products is less smooth, and if the surface of the forming gap is not sufficiently processed, it becomes rough. This is due to the adhesion of the dough to the surface of the forming gap: the dough layer adhering to it remains motionless, and the next, inner layers move, overcoming the forces of adhesion of the dough particles to each other, breaking away from the adhered layer. As a result, burrs (tears) form on the surface of the products. Sometimes the layer of dough adhering to the forming gap under the influence of certain factors comes off and remains on the surface of the product in the form of a test ring called a “stocking”.

The value of the roughness of the products depends on the degree of adhesion of the dough to the surface of the forming gap and on plasticity: with a more plastic dough, the burrs are tightened, as it were, and the surface is smoother. The dough sticks most strongly to stainless steel, less to brass, and even weaker to bronze. The worse the surface of the forming gap is treated, the stronger the dough sticks, so grinding is mandatory in the manufacture of pasta matrices without fluoroplast.

Pasta dough practically does not stick to fluoroplastic, therefore, when using matrices with fluoroplastic inserts, products with a smooth surface are always obtained.

It should be remembered that a rough surface gives products a whitish color due to the scattering of light rays incident on it. Therefore, even when using flour with a high content of carotenoid pigments, such products will not have an amber yellow color. In addition, when cooking, products with a rough surface will lose a large amount of solids.

To improve the surface condition of pasta, you must:

- use pasta flour;

- use matrices from alloys with increased anti-adhesive ability (bronze, brass);

- install matrices with inserts and rings, inserts made of Teflon (fluoroplast);

- increase the plasticity of pasta dough by changing the humidity by 1-1.5% and the dough temperature in front of the matrix up to 60 ° C - for long ones and 70 ° C for short ones;

- use the high-temperature molding mode with heating the metal matrix up to 100-110 °C or up to 75-85 °C for matrices with Teflon inserts.

Darkening. The reasons for the darkening of pasta products are either the melanin formation reaction or the melanoidin formation reaction, which can occur during the production of pasta with enrichers when using ultra-high-temperature drying modes. Flour of lower grades, flour ground from sprouted or frost grains, has a greater ability to darken. Methods for preventing the browning of pasta products are aimed at inactivating the polyphenol oxidase enzyme. Physical methods: the use of high-temperature modes of kneading, molding, drying, thermoradiation (IR), microwave drying, steaming, preliminary heat treatment. Chemical methods: the introduction of ascorbic acid, sodium chloride.

Swelling, sagging. The causative agents of swelling and souring of pasta products are heterofermentative lactic acid bacteria. Swelling is possible with a strong contamination of flour and water, as well as with a delay in the molded semi-finished product before drying, i.e. in violation of the technological mode of cutting. Lactic acid bacteria ferment sugar flour with the formation of acids, including volatile ones. Pasta has an unpleasant sour taste, smell, increased titratable acidity. On the surface of the products, tubercles of various sizes with voids are observed.

Mold. The cause of mold is an increase in the moisture content of dry pasta above 16% under the action of mold fungi of the genus Aspengillus, Penicillium, Rhizopus, etc. Enzymes of these microorganisms hydrolyze carbohydrates, proteins, lipids. The products have a musty smell, an unpleasant taste, spots and stripes of different colors appear on the surface of the products: white, purple, gray-green, etc. To prevent microbiological spoilage of pasta, it is necessary:

– control the microbiological state of raw materials, equipment, containers, production shops;

- observe the optimal modes of dough preparation, blowing, drying, storage;

— carry out sanitization of equipment, workshops, etc.

Для производства макаронных изделий хорошего качества следует:

—       производить выбор ассортимента продукции в зависимости от качества перерабатываемой муки;

—       использовать муку с хорошими макаронными свойствами;

—       соблюдать оптимальные режимы ведения всех стадий технологического процесса;

—       применять добавки-улучшители при переработке муки пониженного качества.

 Дефекты макаронных изделийДефекты макаронных изделий могут быть вызваны двумя основными причинами. Во-первых, дефекты, обусловленные качеством перерабатываемой муки, во-вторых, вызванные отклонениями от оптимальных режимов проведения отдельных стадий технологического процесса.

К дефектам сырых макаронных изделий относятся:

—       слипание изделий между собой;

—       шероховатая поверхность;

—       белесая мучнистая поверхность;

—       растягивание выпрессовываемых длинных изделий под действием собственной массы;

—       продольный разрыв выпрессовываемых трубчатых изделий;

—       смятые торцы трубчатых изделий;

—       сплющенные трубки;

—       трещины в местах перегиба изделий на бастунах.

Наиболее характерными дефектами готовых изделий являются:

—       цвет беловатый и белый с серым или коричневатым оттенком (при пониженном показателе желтизны);

—       мучнистый излом;

—       белесая поверхность;

—       шероховатая поверхность;

—       наличие крошки и деформированных изделий;

—       пониженные показатели варочных свойств (повышенные слипаемость и содержание сухих веществ в варочной воде, снижение показателя сохранности формы);

—       вспучивание (прокисание);

—       плесневение.

Белесость. При отсутствии вакуумирования теста на шнековых макаронных прессах возможно выпрессовывание белесых макаронных изделий даже при использовании муки из твердой пшеницы. Установлено, что белесый цвет макаронных изделий обусловлен исключительно физическим процессом насыщения теста множеством мельчайших пузырьков воздуха при его интенсивном перетирании в шнековой камере, т.е. является следствием своеобразного взбивания теста в шнековой камере и получения пенообразной структуры.  В результате этого цвет изделий становится белым даже при наличии значительного количества каротиноидных пигментов. При прессовании крутого макаронного теста возрастает интенсивность его перетирания, в результате чего оставшийся в тесте воздух превращается в микропузырьки, распределенные по всему объему теста.

Устранить выпрессовывание белесых изделий на шнековых прессах без вакуумирования теста или с неэффективной системой вакуумирования можно двумя способами. Первый — повышением давления прессования, что будет способствовать более полному выдавливанию воздуха из теста при его уплотнении в шнековой камере. Охладив тесто путем подачи холодной воды в рубашку шнекового цилиндра и повысив таким образом давление прессования, можно добиться желаемого результата. Однако при охлаждении теста увеличивается его вязкость, а значит, возрастает интенсивность его перетирания — растет расход энергии на прессование, снижается скорость выпрессовывания, а белесый цвет не всегда исчезает. Более эффективным является другой способ. Для этого повышают пластичность теста, в частности, увеличивают влажность или повышают температуру, но только не за счет перетирания теста, а путем предварительного нагревания его перед поступлением на прессование (высокотемпературные режимы замеса и формования).

Шероховатость. При использовании металлических матриц без пластмассовых вставок поверхность выпрессовываемых изделий получается менее гладкой, а при недостаточной обработке поверхности формующей щели — шероховатой. Это объясняется прилипанием теста к поверхности формующей щели: прилипший к ней слой теста остается неподвижным, и следующие, внутренние, слои движутся, преодолевая силы сцепления частиц теста между собой, отрываясь от прилипшего слоя. В результате на поверхности изделий образуются заусенцы (надрывы). Иногда прилипший к формующей щели слой теста под влиянием тех или иных факторов отрывается и остается на поверхности продукта в виде тестового кольца, называемого «чулком».

Величина шероховатости изделий зависит от степени прилипания теста к поверхности формующей щели и от пластичности: при более пластичном тесте происходит как бы затягивание заусенцев и поверхность получается более гладкой. Наиболее сильно тесто прилипает к нержавеющей стали, меньше — к латуни и еще слабее — к бронзе. Чем хуже обработана поверхность формующей щели, тем сильнее прилипает тесто, поэтому шлифовка является обязательной при изготовлении макаронных матриц без фторопласта.

К фторопласту макаронное тесто практически не прилипает, поэтому при использовании матриц с фторопластовыми вставками всегда получаются изделия с гладкой поверхностью.

Следует помнить, что шероховатая поверхность придает изделиям беловатый цвет вследствие рассеяния ею падающих на нее лучей света. Поэтому даже при использовании муки с высоким содержанием каротиноидных пигментов такие изделия не будут иметь янтарно-желтый цвет. Кроме того, при варке изделия с шероховатой поверхностью будут терять большое количество сухих веществ.

Для улучшения состояния поверхности макаронных изделий необходимо:

—       использовать макаронную муку;

—       применять матрицы из сплавов с повышенной антиадгезионной способностью (бронза, латунь);

—       устанавливать матрицы с вставками и кольцами, вкладышами из тефлона (фторопласта);

—       увеличивать пластичность макаронного теста путем изменения влажности на 1-1,5 % и температуры теста перед матрицей до 60 °С — для длинных и 70 °С для коротких;

—       использовать режим высокотемпературного формования с прогревом металлической матрицы до 100-110 °С или до 75-85 °С для матриц с тефлоновыми вставками.

Потемнение. Причинами потемнения макаронной продукции является либо реакция образования меланинов, либо реакция меланоидинообразования, которая может иметь место при выработке макаронных изделий с обогатителями при использовании режимов сверхвысокотемпературной сушки. Большей способностью к потемнению обладает мука более низких сортов, мука, смолотая из проросшего или морозобойного зерна. Способы предотвращения потемнения макаронной продукции направлены на инактивацию фермента полифенолоксидазы. Физические методы: использование высокотемпературных режимов замеса, формования, сушки терморадиционной (ИК), СВЧ сушки, пропаривание, предварительная термообработка. Химические методы: внесение аскорбиновой кислоты, поваренной соли.

Вспучивание, прокисание. Возбудителями вспучивания и прокисания макаронной продукции являются гетероферментативные молочно-кислые бактерии. Вспучивание возможно при сильном обсеменении муки и воды, а также при задержке отформованного полуфабриката перед сушкой, т.е. при нарушении технологического режима разделки. Молочнокислые бактерии сбраживают сахара муки с образованием кислот, в том числе и летучих. У макаронных изделий появляется неприятный кислый  вкус, запах, повышенная титруемая кислотность. На поверхности изделий наблюдаются бугорки различной величины с пустотами.

Плесневение. Причиной плесневения является повышение влажности сухих макаронных изделий выше 16 % при действии плесневых грибов рода Aspengillus, Penicillium, Rhizopus и т.д. Ферменты этих микроорганизмов гидролизуют углеводы, белки, липиды. У изделий появляется затхлый запах, неприятный вкус, на поверхности изделий появляются пятна и полосы разных цветов: белого, лилового, серо-зеленого и т.д. Для предотвращения микробиологической порчи макаронных изделий необходимо:

—       контролировать микробиологическое состояние сырья, оборудования, тары, производственных цехов;

—       соблюдать оптимальные режимы приготовления теста, обдувки, сушки, хранения;

—       проводить санитарную обработку оборудования, цехов и т.д.